Подбор для коробки передач передаточных чисел

Для передачи крутящего момента к колесам от двигателя служит трансмиссия. Она состоит из: приводных валов, сцепления ( соединяет или разъединяет коробку передач и двигатель) и коробки передач (распределяет и передает крутящий момент и мощность к валам колес от двигателя).

Технологии, использующиеся для тюнинга трансмиссии, проверены давно в автоспорте. Для любого, а особенно спортивного авто, трансмиссия — это важнейшая деталь, от которой зависят характеристики двигателя. Если удачно подобрать передаточные числа, то даже авто со слабым двигателем будет быстрым.

В спорте используются несинхронизированные (кулачковые) и синхронизированные (как у обычных автомобилей) коробки передач. По способу переключения они есть двух видов: секвентальные (имеющие последовательный выбор) и обычные (Н-схема).

В серьезного уровня автомобилях КП используют кулачковые. Их достоинства: выдерживают большие нагрузки (из-за формы зубьев), меньше времени тратится пилотами на переключение скоростей, из-за неполного выжима или без него. Не разрушаются синхронизаторы (они отсутствуют).

Для обычных авто кулачковые КП не походят, так как они шумные, жесткие и недолговечные. Помимо этого, они дороже и требуют постоянного ухода специалистов.

Передаточное число — это соотношение количества зубцов ведущей шестерни к такому количеству у ведомой шестерни. Чем выше соотношение, тем мощнее и короче передача. То есть, двигатель быстрее выдаст нужное количество оборотов и авто быстрее наберет положенную скорость. Но при этом появляется необходимость часто переключать передачи, а от этого падает максимальная скорость передачи.

Для повышения динамики разгона авто в главной паре редуктора изменяют передаточное число. При выпуске автомобилей ВАЗ «десятого» семейства и моделей с передним приводом обычно устанавливается передаточное число 3,9-3,7 (в качестве исключения с передаточным числом 3,5 — ВАЗ-21103 16V). Установка передаточной пары 4,1-4,3 может превратить обычную «восьмерку» в практически гоночный автомобиль.

Во время езды на авто ВАЗ-2108, имеющем главную пару 4,5 и двигатель всего лишь 1,3 л, складывается ощущение, что под капотом могучий и дикий зверь, явно не ВАЗовский. Хотя перебирать скорости нужно чаще, автомобиль будет первым во время любых маневров. Еще более «экстремальное» число используется в автоспорте — 4,7, а у кроссоверов — 5,1. А теперь вернемся к переключению передач. Есть, так называемые, тюнингованые ряды передач(на профессиональном сленге — коммерческие ряды). Владельцы «восьмерок» знают, что, даже выкрутив по полной двигатель на первой передаче, при переходе на вторую, сильно падают обороты и динамика. Это происходит из-за очень большой разницы между второй и первой передачей. Тюнингованные ряды делаются для того, чтобы по возможности сгладить этот провал. В отличие от стандартной, первая передача занижается. В таком случае ухудшается динамика, передача становится длиннее, а если еще главная пара 4,3, то это вообще мечта. Вторая передача ближе к первой, что позволяет избавиться от, знакомого владельцам ВАЗов с передним приводом, провала. Пятая и третья передачи стандартные. Шестая ближе к пятой, а третья к четвертой. Результат можно подсчитать по формуле Va=Nc*60*2R/(1000*iп*iгп), на которой Va — это скорость авто; R — это радиус колеса; iгп — это число главной пары; iп — это передаточное число передачи, а Nc — количество оборотов коленчатого вала. По формуле нельзя определить динамику автомобиля, а только его скорость на конкретной передаче.

В автоспорте есть еще несколько нюансов. Во время гонки нужно четко и быстро переключать передачи. Для этого есть разные способы. В механизмах с переключением передач тяговым (часть моделей Volkswagen и ВАЗы с передним приводом), механизм переключения не может дать точного попадания в передачу. Их конструкцию модифицируют с использованием очень жестких пластиков и смены соединения типа шплинг-шпилька на соединение ШС .

В спортивные авто ВАЗ-2108 уже давно устанавливают жесткую страховочную тягу, которая соединяет точку крепления переключающего рычага с корпусом КП. Этот механизм обеспечивает неподвижность их относительно друг друга и не допускает самовольное выбивание передачи от резкой перемены тяги мотора, а также при прыжковых и ударных нагрузках на кузов и подвеску.

Проводится модернизация так: на ВАЗах с передним приводом у рычага, переключающего передачи, корпус шаровой опоры присоединен к автомобильному кузову, причем жестко. Из-за этого в кузове авто сверлят отверстие, в которое и вставляют корпус шаровой опоры и присоединяют резиновыми подушками к кузову. Снизу ставят тягу, соединяя с КП второй конец тяги. Точное и быстрое переключение передач нужно не только в спорте, но и в обычной жизни (особенно автомобилистам, практикующим активный стиль вождения).

У читателей может появиться вопрос — долго ли проработает при такой трансмиссии сцепление? Нет — не долго. Об этом предупреждают техники в салонах тюнинга.

Если ваше авто участвует только в соревнованиях любителей и ездит по обычным дорогам, то выбирайте сцепления от зарубежных производителей АР Lockheed, LUK. Зарубежные узлы надежнее и долговечнее наших, это доказано прошлогодним восхождением на Тибет «Нив». По заявлениям участников, сцепления от LUK всегда были в порядке, хотя условия были очень жесткими.

Отдельно можно поставить дифференциал с повышенным трением.

Такой дифференциал дает следующее преимущество: если появляется разница между полуосями в крутящем моменте (пробуксовывание), они жестко связываются (блокировка). Если крутящий момент выровнялся, блокировка убирается. Это увеличивает проходимость авто. Используется в автоспорте и рекомендуется любителям жесткого вождения. С ним можно меньше снижать скорость на поворотах и лучше чувствовать дорогу.

И последнее — приводные валы. На прокачанных авто, как и на спортивных, используют валы, способные передать больший момент кручения, чем может дать обычный для этого авто мотор. Стоит учесть и возможную работу валов в раскрытии подвески на предельных углах.

При тюнинге автомобиля применяют и отечественные специальные шарниры и валы, и стандартные от ведущих германских компаний, вроде GKN-Lobro.

Тюнинг — это ваша уникальность. Перед тем, как приступить к тюнингу, стоит оценить свои возможности (стиль вождения и финансы), а также пожелания. Может быть вам придутся по вкусу высокие передаточные числа. А может быть коммерческий ряд, или даже все вместе.

Семинар квалификация и валидация в рамках требований gmp www.promconvent.ru.