Как известно, обычному автовладельцу-ценителю музыки важно именно качество звучания головного устройства. Это понятно, ведь считается, что его звучание самое главное в системе. Но это не верно, так как важно подобрать именно показатели акустики.
Наиболее простая создает только звуковой фон в машине. Ведь большего и не нужно, если слушаешь только радио. Достаточно использовать простые широкополосные динамики. Тут не получишь ни настоящих высоких частот, ни глубокого баса. Однако, если вы человек не требовательный, то это не вызовет у вас отвращения. Многие заказывают установку таких динамиков еще на заводе-производителе.
Более дорогой будет коаксиальная акустика, состоящая из нескольких динамиков. Каждая область диапазона воспроизведения работает со своим динамиком. Делят полосу частот кроссоверы — специальные фильтры. Дорогие модели содержат кроссовер в отдельном корпусе. Более простые модели обходятся конденсатором в роли фильтра на корпусе динамика. Каждый элемент системы вносит свои нотки в звучание акустики, поэтому и необходимо их тщательно подбирать. Коаксиальный лучше широкополосного из-за более широкого охвата полосы частот воспроизведения. Их размещают в стандартных местах, но самые лучшие и навороченные могут устанавливать на специальных подиумах и с другими особенностями.
Далее по степени чистоты идет компонентная акустика, которую выбирают большинство автолюбителей. Она, так же как и коаксиальная, разбивает диапазон для каждого динамика. Используются такие же кроссоверы. При этом, каждый динамик можно разместить в заданном вами месте, а не как у коаксиалов — в одном корпусе. Так работающие на низких частотах динамики не будут страдать от высокочастотников. Но есть минус. Если коаксиал звучит слитно и сбалансировано, то у компонентной- звук будет зависеть от расположения вами ее частей. Чтобы он был хорошим, расположите динамики как можно ближе один от другого, что особенно важно для трехполосной системы (ее высоко- и низкочатотников). Но немаловажен и высокочастотный динамик, положение которого легко варьируется из-за малых размеров. При удачном размещении создается эффект верхнего расположения всей акустики.
Какой выбрать размер?
Для воспроизведения низких частот (глубокого баса) нужны динамики с большой S диффузора. Это похоже на отношение мощности двигателя к его рабочему объему. Поэтому нужно установить впереди 17-сантиметровые динамики. Но, если нужно хорошее звучание в наиболее низких частотах слышимых нами, и их будет мало. Про 10-13 см вообще не вспоминайте. Можно установить сабвуфер, но это значительно удорожит систему.
Каждый динамик, воспроизводящий низкие и средние частоты, выполнен в форме ящика, который выполняет роль пружин и амортизаторов. С басом успешно работают динамики, имеющие размер 9 х 6 см. Их можно закрепить на передней панели автомобиля, но тут поджидает проблема с объемом. Овальные динамики обычно монтируются на задней панели, и они рассчитаны на объем, который имеет багажник. Его можно воспринимать как очень большой, но дверь будет меньше примерно в 10 раз, а этого уже мало. Поэтому не стоит ожидать в этом случае басов. Применять в такой ситуации нужно динамики в 16, 13 или 10 см, которые специально рассчитаны под такие размеры. Есть исключения из правил. Такие уникальные параметры можно встретить написанными на коробке или по параметрам Тиля-Смоля посчитать самому.
А вот динамики 9 х 6 см лучше использовать на задней полке авто, к несчастью, не всегда обладающей соответствующей жесткостью, что потребует применения другой конструкции или ее усиления.
Автозвук сегодня стал модным. Но чтобы достичь по-настоящему фантастического звучания, может возникнуть потребность заплатить большую сумму, чем за все авто. Поэтому слушайте аппаратуру перед ее приобретением, чтобы не покупать «кота в мешке». Экспериментируйте, и может получиться хороший результат.
Лучше, если поддерживается много полос?
Пока что никто не создал такой динамик, который смог бы воспроизводить все слышимые частоты без всплесков и провалов. Но имеются «узкоспециализированные» динамики, прекрасно «играющие» свой диапазон. Это достигнуто путем разделения всего диапазона кроссовером с выводом на каждый динамик. Так можно создать систему, работающую в очень большом диапазоне, недостижимом при одном динамике. Это прекрасно, но места «стыка» этих «кусочков» диапазона насыщены неравномерностями. Если это двухполосная система, то он один, а если трехполосная, то два. Из-за этого трехполосная — не всегда лучший выбор.
У коаксиалок есть своя проблема. Если в конструкции несколько твиттеров, они могут перекрыть главный низкочастотник, ухудшив общее звучание. Такая система меньше стоит, чем более качественная и сложная. Этим и пользуются производители.