Автомобильные усилители мощности

Помимо собственных ушей для прослушивания музыкальных композиций нужны колонки, ресивер и провода, чтобы объединить их в единую систему. Но ценителям этого недостаточно. Многие качественные системы содержат в себе от одного до нескольких внешних усилителей. Сейчас мы разберем его преимущества и развеем мифы.

Не очень понимающие в аудиотехнике обычно смешивают понятия «громко» и «мощно». Поэтому и решают, что мощная система не нужна, так как не слушают громкую музыку. Но возникает вопрос. Почему мы покупаем мощные автомобили, не являясь гонщиками? Потому что они имеют лучшую динамику разгона и на них легче производить маневры. Это же относится и к музыке. Чтобы хорошо ее воспроизводить, усилитель не должен работать на максимуме своих возможностей. Такой прибор отыграет любую по сложности композицию. Но не один усилитель важен. Нужно выбрать колонки с хорошей чувствительностью, правильно установить их и др.

Сегодня на головных устройствах пишут «4 х 50 W». Этого мало, но это максимум возможностей ресиверов, достижимый лишь на пике, несколько секунд. В эти моменты появляются сильные нелинейные искажения (10 %). Из-за этого может выйти из строя высокочастотная акустика.

Любой хороший динамик легко воспроизведет 20 Ватт от ресиверного усилителя. Но только такую мощность, а не 40 и не 50 Ватт! Предел современных систем не больше 20 Вт. Она измеряется при фиксированных — нагрузке, напряжении питания и нелинейных искажениях. Именно в этом диапазоне музыка останется музыкой без хрипов и пищания.

Стерео или моно?
При стереозвуке каждая колонка выдает свою партию, что создает реалистичный звук и дает представление о расположении инструментов на сцене. Ресивер имеет два выхода на задние колонки и два — на передние. Но без эффекта объема. Передние колонки дублируют задних. Это не домашний кинотеатр. Там тыловые работают самостоятельно, имитируя движение по комнате.

Но не расстраивайтесь. В концертном зале вы тоже сидите перед сценой, поэтому достаточно и фронтальной акустической системы. Обделены будут только пассажиры сзади.

Разделение усилителей по количеству полос Во-первых, двухканальные автомобильные. Их используют, чтобы получить более качественный звук сабвуфера или 2 динамиков. Сабвуфер воспроизводит низкие звуки (менее 100-60 Гц), которые не локализируются. Поэтому его подключают в монорежиме к двум каналам, что форсирует мощность.

Для проигрывания только сверхнизких частот применяют фильтр низких частот усилителя. Он обязателен, иначе услышите из багажника один бубнеж. У остальной акустики убирают низкие частоты. Лучше, если есть возможность варьирования частоты раздела.

Одноканальные усилители есть, но они не универсальны и не распространились. Самыми продающимися являются четырехканальные. Популярны они именно из-за универсальности. Обычно подключают в схеме по два канала на сабвуфер и на фронтальную акустику. Так можно сразу подключить и акустику, и тыловые колонки или сабвуфер. Есть полосовое или поканальное подключение, когда одна пара на Н4, а другая — на пищалки. Но тут не обойтись без более серьезных фильтров со сложной регулировкой.

В трехканальных — сабвуфер подключают к третьему каналу. Пятиканальник — это тот же четырехканальник, но с каналом сабвуфера. С каналом баса все понятно, а к остальным подключается то, что есть (фронтальная, тыловая, поканальная акустика), если имеющиеся фильтры позволят.

Шестиканальные и больше… Это уж как разыграется фантазия. Простор для экспериментов с пределом, зависящим от возможностей фильтров. Нужно не только купить усилитель, но и правильно его установить. Все элементы надежно зафиксируйте. Создайте отверстия для вентиляции по причине нагрева усилителя. Если предусмотрены несколько усилителей, то придется установить мощный генератор и еще один аккумулятор. Если вы настолько влюблены в музыку — дерзайте!