Установка спортивных дисковых тормозов

Все чаще применяются дисковые тормоза. Но наш автопром до сих пор использует вместо них неэффективные и устаревшие барабанные задние.

В наших авто они тоже используются. Появились они на ВАЗ-2108, после чего ставились на следующих моделях «Жигулей». Но ставят их на загруженные передние колеса, оставив барабанные на задних. Не только у нас так. Всеволожский Ford Focus тоже идет с задними барабанами, но с опцией дисковых тормозов. Часть компаний вообще не ставит барабаны. Мы ищем другие пути улучшить динамику торможения отечественных авто.

Дисковые тормоза передние Теперь о самих тормозах. В ВАЗах есть 3 их типа в зависимости от размеров и вариантов.

1. От авто 10-й, 9-й и 8-й серий. Это маленький невентилируемый тормозной диск, предназначенный для колеса диаметром 13 дюймов. Не эффективен при динамичной и жесткой езде.

2. От ВАЗ 2111 и21102. Также для колес 13 дюймов. Но они вентилируемые и имеют лучшие характеристики.

3. Для 14-дюймовых колес. Вентилируется. По результатам тестов более устойчив при долгих нагрузках.

Стоит в моделях с мотором в 16 клапанов (ВАЗ-2112 и 21103).

Не остается без внимания зарубежных фирм, производящих детали для вторичного рынка, и наш автопром. Многие компании к тормозам предлагают и диски. Это делается в связи с тем, что во время проектирования учитывается много факторов: их размеры, примеси и тд. Но к удивлению автолюбителей, часто смешивание наших дисков с импортными колодками, и наоборот, лучше. Импортные цены выше наших. Можно купить диски дешевле ВАЗовских, а можно и очень дорого. Это зависит от финансов. Качество зарубежных дисков высокое. По опыту владельцев ВАЗа родные диски портятся после 5-6 тысяч км пробега. У импортных не так быстро (если это не подделка).

На рынке есть тормозные диски следующих брендов: Pilenga, Lucas, AndyСar, Gra, Zimmermann и Ate. Наши бренды пока редки. Обычно это ВАЗовские серийники и т.п. Могут еще встретиться диски от ТоргМаш. У них проблема перегрева ступичного подшипника имеет яркое решение: их 15-дюймовые тормозные диски являются разборными на ступице из алюминия (как в автоспорте).

Но спортсменам этого недостаточно. На авто ставят диски в 15 и больше дюймов. Эти диски выпускаются как нашими, так и иностранными фирмами. Стоят они несколько сотен долларов. АвтоВАЗ не выдал на такие диски официального сертификата. Поэтому серьезные компании не будут их ставить и давать гарантию. ГИБДД тоже косо смотрят на такое самоуправство.

Не забыта и «классика». На ВАЗ-2107 и 2101 ставят 15-дюймовые передние диски и барабаны на задние колеса. Это дает хороший эффект.

С тормозами на задних колесах сложнее. Как уже говорилось, отечественный автопром упорно ставит на задние колеса автомобилей барабанные тормоза, несмотря на их явные недостатки. При динамичном вождении они сильно нагреваются и теряют свойства. И автомобиль начинает «вилять задом». Помимо этого, частенько необходимо подтягивать ручник (самым активным — до нескольких раз в месяц). К тому же, проверить в каком они состоянии значительно труднее, чем состояние дисковых тормозов. Незаметно лопнувший барабан может привести к автокатастрофе. Есть несколько методов установки задних тормозных дисков. Первый — это способ «кулибиных». На авто ставят диски от «Оки». Придумали это в автоспорте. Но есть нюансы, из-за которых этот способ не совсем подходит обычным, не спортивным, авто.

Главная причина. Дисковые тормоза от «Оки» значительно эффективнее, чем передние барабанные от ВАЗа. Это очень негативно сказывается на управляемости автомобиля. Авто с такой доработкой при торможении начинает «вилять задом». Это происходит по той причине, что дисковые тормоза от «Оки», не предназначены для работы в качестве задних тормозов. Для этого они должны быть меньше на треть. Для того, чтобы избежать эффекта, мастера ставят специальные краны, которые принудительно регулируют подачу тормозного усилия на задний и передний тормозные контуры.

Тормозной контур тоже можно модернизировать. На автомобилях ВАЗ он выполнен по схеме «диагональ» (То есть, правое переднее и левое заднее колесо — это один контур и, соответственно, наоборот — это другой контур). Если устанавливать дисковые тормоза на задние колеса, необходимо разделить контуры на передний и задний. И нюанс. В «окушковом» варианте ручник уходит в своем естественном виде. А приходит гидравлическая система, которая отлично подходит для автоспорта как резервная, но не делает тех функций, которые навешивают на нее производители обычных автомобилей. Система получается очень сложной. Много различных переделок, а это финансовые затраты, к тому же это ответственный узел. Не дай Бог — сломается в дороге, может случиться авария.

Кроме деталей от «Оки» встречаются переделки ВАЗовских тормозов. В этом случае от «Жигулей» с полным приводом берутся передние дисковые тормоза и переставляются назад. Спереди же ставят диски, имеющие больший диаметр. В таком случае проблемы остаются те же, что и с деталями от «Оки». Для исправления проблемы назад ставят суппорта от иномарок. Зачастую можно встретить детали от разных моделей Volkswagen. Но этот вид значительно дороже, а переделок также будет много.

Наиболее верное решение — установить заводские диски. Официально ВАЗ не устанавливает дисковые тормоза на задние колеса. Но проект по осуществлению этого на модели ВАЗ-2112 был. Такой тип тормозов был в разработке. Но, как часто у нас бывает не пошел в серийное производство, не проводились даже испытания.

Их производят сейчас совсем небольшими партиями, но в силу маленького размера партий они весьма дорогие (около 350 долларов). Стоимость не маленькая, но в этом случае не придется делать никаких переделок. И тросовый ручник, и разводка тормозных трубопроводов остаются ВАЗовскими и отлично функционируют дальше. Эксперты по тюнингу настоятельно рекомендуют именно этот вариант модификации ВАЗовских тормозов. Кроме этого, в наше время появились механизмы на базе устройств «Восьмерки», а не «окушковые». Для 14- и 13-дюймовых дисков. Но и в этом варианте есть нехорошая сторона. Инспектор ГИБДД ,если захочет, сможет пожурить автовладельца с дисками «неустановленного образца».

Устанавливая механизмы и устройства, не предусмотренные в конструкции конкретной модели автомобиля, вы тем самым нарушаете закон. Эта переделка будет классифицирована как неисправность, при которой запрещено эксплуатировать автомобиль. В таком случае вам светит штраф, а в более худшем — штрафстоянка. Если вы не хотите нарушать закон и являетесь законопослушным гражданином, вам стоит устанавливать только те устройства, которые имеют сертификат «Центра содействия сертификации авто- и мототехники» — автономной некоммерческой организации при НАМИ. Так вы получите веский аргумент при общении с ГИБДД.

Вакуумный усилитель тормозов и тормозные шланги — это периферия.

Тюнинг тормозной системы ВАЗа — это не только диски. Обычно первым выполняется замена «водопровода». С характерными шлангами из резины могут случиться следующие неприятности: вздутие, растягивание и т.п. Есть эффект демпфирования. При торможении подскакивает давление тормозной жидкости. В результате на педаль газа со временем необходимо все сильнее давить. Чтобы предотвратить это, обычные шланги меняют на прочные армированные шланги. Технология замены такая же, как и в случае с любой водопроводной подводкой в оплетке из металла. Кроме этого, меняют фитинги (элементы соединения проводок и шлангов). Нашего автопрома тоже коснулся переход всех его компаний на тормозные трубки из металла. Большинство специалистов рекомендуют ставить «медь» из-за ее коррозийной устойчивости, что увеличивает срок жизни этого узла.

При динамичной езде необходимо часто тормозить, а при возрастании температуры эффективность тормозов снижается. Поэтому специалисты советуют очень внимательно отнестись к приобретению тормозных колодок. Ведь, купив очень дорогие диски с перфорацией и шлицами, но дешевые колодки, уже через месяц диски можно будет выбрасывать. Эксперты рекомендуют покупать и колодки, и диски от одной компании. Это будет означать, что эти детали сбалансированы между собой для обеспечения хорошего трения при небольшом износе. В крайнем случае, покупайте брендовые детали. Можете почитать интернет форумы. Выбор этих запчастей на рынке большой, а именно: Lucas, АР Lockheed, Allied, Ferodo, Valeo, Bosch, LPR, Quinton Hazell (QH), Rona, Nippon Kroner, Samko, Roulunds, ATE и другие. Можно использовать продукцию стран СНГ. Есть неплохие по качеству детали. Популярны такие бренды: ЕЗАТИ, ВАТИ, STS, ТИИР, Полиэдр, АТИ и т.п. Очень сильны позиции компаний из Украины, держащих треть рынка РФ: DAfmi и Trans Master. Здесь важно не приобрести подделку. Совет в этом деле не может дать никто. Так как тестов практически не проводится. Да и нельзя сказать, что на разных авто эти детали будут вести себя одинаково. Правильную комбинацию колодка-диск можно узнать только на собственном опыте.

Больший тюнинг — это замена суппорта. Это установка многоколодочных и многопоршневых механизмов тормозов. Для этого необходимо сделать очень большие переделки. Но обычно проводится комплексная модернизация (то есть скобы, суппорта, диски и т.д.). Результат получается превосходным. Модернизировать можно и привод тормозов. Важен первый элемент в блоке водитель — тормоз — тормозной цилиндр.

При тюнинге тормозов обычно устанавливают главный цилиндр тормозов большого диаметра вместе с вакуумным усилителем тормозов. Это позволяет уменьшить рабочий ход педали и снизить необходимую нагрузку для ее нажатия, изменив передаточное число. И одновременно увеличить тормозную силу. Эти детали стоят относительно недорого, около 1500 рублей.

Итоги:
Нельзя считать тюнинг тормозов простым делом. Лучше доверить это специалистам, которые качественно и надежно настроят вашу тормозную систему. Не переоценивайте свое авто, нажимайте на тормоз заблаговременно.